Uk-dom.ru

Как стать счастливым человеком – 11 правил философии Дзен

Известный психолог назвал 10 правил жизни гармоничного и счастливого человека

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Нам часто мешают жить психологические барьеры, ложные убеждения и общая узость сознания. Чтобы выйти из замкнутого круга, многие читают классику, научно-популярные и религиозные издания. Известный психолог Михаил Ефимович Литвак выпустил книгу, в которой он тезисно раскрывает основные, по его мнению, психологические препятствия на пути к счастливой и здоровой жизни.

Мы в AdMe.ru выбрали 10 из них, над которыми можно подумать в дороге или просто в свободное время, возвращаясь в мыслях к этим постулатам снова и снова.

10. Счастье — это всего лишь побочный эффект правильно организованной жизни

Счастье, радость и успех, как в свое время утверждал еще психиатр Виктор Франкл, — это всего лишь вторичный продукт хорошо организованной деятельности. Деятельности, которая и приносит вам все эти эмоции.

Тот, кто ставит своей целью достичь вышеупомянутых «побочных продуктов», движется к ним как к линии горизонта: насколько ближе он становится к заветным мечтам, настолько же они удаляются от него.

9. Общаясь с человеком, помните, что он тоже о себе хорошего мнения. Как и вы о себе

Никогда не стоит забывать о том, что человек, с которым вы общаетесь, точно так же, как и вы, — личность. У него есть собственные сформировавшиеся взгляды на вещи, и на это есть свои причины.

Каждый, кого вы встречаете на своем пути, сражается в битве, о которой вы можете не знать ничего. Стоит всегда помнить о личном самоуважении человека и не нарушать его границы.

8. Если вы сами ничего не делаете, как вам можно помочь? Управлять можно только движущимся автомобилем

Слова — это всегда нечто эфемерное. В русском языке даже есть такое выражение — «вести пустые разговоры». Человека в первую очередь определяют его действия. Никто не станет вам помогать, если вы просто будете ходить и говорить всем о том, как сильно вы хотите написать книгу. И в самом деле, а как вам можно помочь?

Когда же вы решитесь и отнесете экземпляр в издательство, всегда найдутся друзья и знакомые, готовые вас поддержать. Если у ваших трудов появится материальный облик, у окружающих появится возможность помочь вам не только на словах.

7. Станьте успешными, и все оскорбления волшебным образом исчезнут

Многие оскорбления формируются внутри из-за собственного чувства нереализованности. Порой мы держим обиду и считаем, что исправить ситуацию может только человек, который ее нанес. Однако механизм работает иначе. Ученица Михаила Литвака как-то сказала: «Мои успехи затмили мои обиды», — и это в корне верно. Начните заниматься тем, что вам нравится, и добейтесь в этом высот. Вы и сами не заметите, как все оскорбления растворятся сами собой.

6. Хотите узнать своего главного врага? Посмотрите в зеркало!

Многие борются с чужими врагами, в то время как нужно сражаться со своими. Единственный и главный наш враг — внутри нас. Невозможно выйти из бесконечного круга бед, не убрав внутренние барьеры, мешающие нашему росту и развитию.

Фактически мы находимся в жестких рамках, которые создали для нас общество, образование и воспитание. Мы принимаем их за свою суть и отдаем им значительную часть внутренней энергии. Вся современная психология направлена на борьбу с ними. Иногда они выступают от своего имени — тогда это именуется психозом. Однако, как правило, они говорят от нашего имени, и мы даже не замечаем этого.

Когда вы будете готовы встретиться с ними лицом к лицу и победить, в этом мире у вас больше не останется врагов.

5. Ищите правильный путь, а не прямой, ибо не всегда правильный путь — прямой

Предположим, вы находитесь на 30-м этаже и вам нужно вниз. Самый прямой путь — через окно. Однако, скорее всего, на этом ваше путешествие закончится. Более дальновидным и правильным решением окажется поиск лифта или, на худой конец, лестницы, даже если внутри здания темнота и толком ничего не найти.

Кроме того, можно представить, что человек, который выбирает прямой путь вместо правильного, похож на муху, которая бьется о стекло и так и не догадывается, что гораздо быстрее будет вылететь в соседнюю дверь.

4. Когда человек не имеет цели, он ничего не видит. Верно и обратное: цель обостряет зрение

Вы никогда не замечали, что если вам в какой-то момент понадобились, предположим, ящики для рассады, которые попросила найти любимая бабушка, то вы начинаете замечать их повсюду: в строительных магазинах, в руках у продавцов на рынках? И даже когда они вам уже не нужны, вы ловите себя на том, что присматриваетесь к складу отличных деревянных ящичков у овощного ларька.

Так все работает и с глобальными целями. Ваше внимание — вещь ограниченная, вы замечаете вокруг лишь то, что вам нужно. Цель похожа на фокус: неверно ее поставите — и не увидите того, в чем действительно нуждаетесь.

3. Если вы хотите что-то доказать кому-то, это означает, что вы живете для этого человека

Если вы хотите быть счастливым, перестаньте доказывать свою правоту. Вдумайтесь, какова суть любого доказательства: это обращение к другому человеку, попытка изменить его мнение относительно какой-либо вещи. Однако зачем вам это нужно? Выходит, его мнение в сотни раз важнее, чем ваше, если вы прикладываете к этому столько усилий. Если вы живете для себя, вам нет смысла никому ничего доказывать.

Читать еще:  Дзен-цитаты, которые изменят взгляд на жизнь

2. Способность любить и хорошо переносить одиночество — показатель духовной зрелости. Все самое лучшее мы делаем, когда находимся в одиночестве

Плохо переносит одиночество лишь тот, кто противен сам себе. Он идет в общество и думает, что там будет что-то иначе. Духовно зрелый человек использует одиночество для саморазвития и накапливает информацию, которую можно будет, общаясь, подарить другому человеку. Ведь важная часть общения — это не только взять, но и дать другому человеку то, что может быть ему интересно. У всех, кому нравятся книги Михаила Литвака, он спрашивает: «Как вы думаете, когда я ее писал, сколько людей было вокруг меня?»

1. Счастье заключается в том, чтобы ХОЧУ, МОГУ и ДОЛЖЕН имели одно и то же содержание

Человека часто разрывает в этих трех направлениях: должен, но не хочу, хочу, но не могу, и т. д. Знаменитый тост о том, что главное — чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями, имеет в действительности мощное психологическое обоснование. Единственное, что человек должен, — это развивать себя, остальное факультативно. То, что вы хотите, должно в обязательном порядке регулироваться тем, что вы должны (развитие). И то, что вы можете, — это сила, которой вы дополняете эту систему, ее двигатель. Михаил Литвак настоятельно рекомендует составить список по всем трем направлениям и таким образом навести порядок в своей системе ценностей.

5 принципов Дзэн, в соответствии с которыми нужно жить

Я люблю практические советы, которые можно сразу же применить в своей жизни. И Дзэн, школа буддизма Махаяны, полна практической мудрости. Когда я говорю своим друзьям и коллегам, что мне нравится читать о Дзен-буддизме, они часто делают замечания вроде: «Когда ты собираешься отрастить волосы, начать ходить босиком и весь день разговаривать о йоге?»

Это хипстерский образ жизни. Он никакого отношения к Дзэн не имеет.

Что же из себя на самом деле представляет Дзэн-буддизм? По правде говоря, я не знаю. Это не религия, вера или часть знания.

Я начал больше интересоваться Дзэн, когда узнал, что легендарный баскетбольный тренер Фил Джексон очень сильной увлекался этой философией и использовал её концепции, когда тренировал Майкла Джордана и Коби Брайанта, человека, которого я безмерно уважаю.

Фил Джексон также использовал цитаты Дзэн в своей книге «Одиннадцать перстней»: «До просветления колите дрова и носите воду. После просветления колите дрова и носите воду». — Ву Ли

Я понимаю это так: что бы ни происходило в вашей жизни, вы должны продолжать выполнять свою задачу. Я также придерживаюсь данной философии. Вы можете заменить просветление любой жизненной целью. Ничто не меняется, как только вы чего-либо достигли. Вы по-прежнему должны выполнять своё предназначение.

За последние несколько лет я прочитал немало книг обо всём, что связано с Дзэн. Я обнаружил, что не имеет смысла зацикливаться на определениях, движениях и группах. Буддизм, даосизм, Дзэн – в их сонове лежат одни и те же принципы. По правде говоря, меня также не волнует, кто является автором тех или иных идей. Я оставлю это сторонникам псевдо-интеллектуализма этого мира.

Я знаю, что многие из Дзэн-учений окажутся полезными для тех, кто хочет жить мирно и счастливо. Итак, я составил список из пяти практических уроков Дзэн, которые необходимы для полноценной жизни. Вот они.

1. Найдите свою технику медитации

Наиболее важной частью жизни Дзэн-монахов является медитация. В прошлом я пробовал медитацию в сидячем положении. Это не для меня.

Поэтому я включил бег и силовые тренировки в свою медитацию. Самое главное в медитации: практиковать пребывание в настоящем моменте.

Я обнаружил, что то, какой вид деятельности вы используете, совершенно не имеет значения. Медитация в положении сидя, йога, бег, силовые тренировки – всё это вы можете заставить работать на вас. Убедитесь, что вы едины со своим телом и очистите свой разум. Делайте это регулярно.

Примечание: медитация не работает, когда вы пытаетесь одновременно сделать шесть тысяч дел. Помните: одна вещь – за раз.

Я перестал слушать аудиокниги и подкасты, когда занимаюсь какой-либо важной работой или физическими упражнениями.

С тех пор как я отказался от такого типа многозадачного поведения, мои тренировки гораздо улучшились. Сегодня я полностью сосредотачиваюсь на текущей задаче: бег, поднятие тяжестей, мышцы, дыхание и так далее. Тем не менее, мне по-прежнему нравится слушать музыку, потому что она легко перемещается на задний план. Вам не нужно на ней сосредотачиваться.

2. Наслаждайтесь моментом

Следующие слова сказал Тик Нат Хан, вьетнамский Дзэн-монах: «Пей свой чай медленно и с благоговением, как будто это ось, на которой вращается планета Земля – медленно, равномерно, не торопясь в будущее».

Послушайте, вы не должны делать какие-либо прорывы, чтобы жить полноценной жизнью. Вам не нужно быть самым молодым в мире человеком, покорившим Эверест. В действительности вы не обязаны быть тем, кто совершил что-либо впервые в истории.

Читать еще:  Горячие бутерброды в духовке по вкусным рецептам

Просто убедитесь, что вы наслаждаетесь большинством моментов своего дня. Я говорю большинством потому, что вы наверняка слишком заняты, чтобы наслаждаться каждым моментом. Это не реально, если, конечно, вы не монах. Остановитесь на несколько секунд и насладитесь моментом. Это может сделать каждый. Не хочу слышать никаких оправданий!

3. Счастье ближе, чем вы думаете

Мы часто ищем счастье во внешних источниках: путешествия, новая работа, переезд в другой город или страну, новый партнёр, положительные эмоциональные переживания и так далее. Но если вы несчастны сейчас, вы вряд ли станете счастливым человеком, получив новый опыт.

Далее приведены слова японского Дзэн-мастера Догэна: «Если вы не можете найти правду там, где вы находитесь, то вы вряд ли найдёте её где-либо ещё».

Не ищите счастья в других местах. Найдите его там, где вы находитесь. Как только вы станете счастливыми, вам будет легче оставаться такими и дальше.

4. Сосредоточьтесь на процессе

Дзэн-монахи и Дзэн-мастера не переживают о результатах. Они фокусируются на привычках, ритуалах и процессах, которые помогают поддерживать образ жизни в соответствии с Дзэн.

Слишком часто мы сосредотачиваемся на результатах, которых желаем достичь, и забываем о причинах, по которым мы что-либо делаем.

В том, чтобы пытаться чего-то достичь, нет ничего плохого. Вы не обязаны бросать всё и уходить в монастырь.

Но убедитесь, что вы развиваете привычки и ритуалы, которые способствуют достижению того, чего вы хотите от жизни. Когда вы сосредотачиваетесь на процессе, результат не заставляет себя долго ждать.

5. Смысл жизни в том, чтобы жить

Алан Уотс был британским философом, который впервые познакомился с концепциями Дзэн в 1936 году. Он принимал участие в конференции, на которой выступал Дайсэцу Тэйтаро Судзуки. Судзуки, японский писатель, смог в одиночку повлиять на распространение Дзэн на Западе.

И с того момента Уотс (которому тогда был двадцать один год) всерьёз увлёкся Дзэн. Он написал немало книг. Самой популярной из них явялется «Путь Дзэн». Уотс приобрёл небывалую популярность на Западе. И я должен признать, что также пребываю в восторге от его работ.

Особенно мне нравятся его взгляды на смысл жизни. Он сказал: «Смысл жизни в том, чтобы жить. Это так просто, понятно и очевидно. Тем не менее, все продолжают суетиться в панике и стремлении достичь чего-либо вне себя, как будто в этом есть необходимость».

Это звучит чертовски очевидно, но я всё равно скажу: вместо того чтобы думать, живите. Создавайте что-нибудь полезное, решайте проблемы и – самое главное – наслаждайтесь жизнью. Не торопитесь. Для меня это и есть истинный образ жизни в соответствии с Дзэн.

Специально для читателей по статье Darius Foroux – перевела Rosemarina

Как стать счастливым человеком – 11 правил философии Дзен

Дзэн и послание Будды

«Нет ни Будды, ни Дхармы: если они вообще и существуют, то все это — просто пустые слова!» Это провокационное утверждение было высказано Линьцзи, одним из самых уважаемых учителей дзэн-буддизма Китая. Некоторые учители дзэн пошли еще дальше, говоря своим ученикам, что нужно разбить статуи Будды и сжечь их вместе со свитками буддийских священных писаний. Однако такое явное иконоборчество — совсем не то, чем оно кажется на первый взгляд. Совершенно очевидно, что дзэн-буддизм вообще не возник бы без Будды, его просветления и учения, ставшего результатом переживания этого просветления, называемого Дхармой. Как мы убедимся, исследуя в этой книге жизнь, учение и уроки прославленных китайских и японских учителей дзэн, провокационные утверждения, эксцентричное поведение и нетрадиционные методы, характерные для дзэн-буддизма, были предназначены для пробуждения природы будды [1] , присущей каждому человеку, — такова общая цель всех, кто практикует буддизм. Итак, можно начать с рассмотрения следующих вопросов: кто такой Будда и в чем суть его послания?

Принц Сиддхартха Гаутама, которому суждено было стать Буддой, родился в V веке до н.э. в Люмбини, находящемся на территории современного Непала. Было предсказано, что когда Гаутама вырастет, он станет либо великим императором, либо великим мудрецом, поэтому его отец решил делать все возможное для того, чтобы у его сына сложилась политическая, а не духовная судьба. Оберегая своего сына от религиозных влияний, отец Гаутамы позаботился о том, чтобы всю свою юность и начало взрослой жизни тот неотлучно провел в стенах роскошного дворца. Когда Гаутама вырос, он женился, и вскоре у него родился сын.

Несмотря на всевозможные наслаждения своей жизни, Гаутама задавался вопросами о жизни обычных людей, живущих за стенами дворца. Однажды он приказал своему вознице, чтобы тот тайно взял его с собой и он смог бы увидеть мир своими глазами. То, что Гаутама встретил во время четырех поездок, произвело на него глубокое впечатление. В первую поездку он заметил старика; в следующую — слабого больного человека; в третью — труп, который несли к месту сожжения. В полном замешательстве он спросил своего возницу об увиденном, и тот ему просто ответил, что каждый из этих людей является частью суровой действительности человеческого существования. «Это случится и со мной?» — спросил Гаутама. «Неизбежно», — ответил ему возница В отчаянии и ужасе Гаутама отправился в последнюю поездку. На этот раз он увидел странствующего святого человека, безмятежно сидевшего в гуще толпы.

Читать еще:  Топ-5 блюд для новогоднего стола

Вдохновленный видом этого странствующего мудреца, Гаутама задумал покинуть дворец, чтобы найти ответ на вопрос о физическом угасании и смерти, ожидающих его и все живые существа. Поздно ночью он снял пышные одежды и украшения, сбрил волосы и покинул дворец, чтобы стать одним из многих людей духовного поиска, живших тогда в Индии. За время странствий Гаутама посетил известных учителей своего времени, оставался с ними, чтобы научиться как можно большему. Однако ни у кого из них не было ответов, которые он искал. Позже он начал странствовать в одиночестве или в компании нескольких спутников, время от времени изнуряя свое тело суровыми аскетическими практиками. Однако он все еще не мог достичь той ясности, к которой стремился.

Наконец через шесть лет после того, как Гаутама покинул дворец своего отца, он оказался на берегу реки Найраньяна, небольшого притока Ганга. Однажды, сидя здесь под деревом, Гаутама вошел в состояние глубокого сосредоточения. На рассвете он совершил прорыв и достиг того, к чему стремился, — глубокого блаженного просветления. С этого дня он стал известен под именем Будда, то есть «Пробужденный».

Всю оставшуюся жизнь Будда учил других людей тем прозрениям, которых сам достиг, и объяснял, что они могут освободиться от страданий и неудовлетворенности, если достигнут просветления.

В течение последующих пятидесяти лет Будда дал множество разнообразных наставлений, каждое из которых соответствовало способностям и интересам конкретных слушателей. Хотя содержание и стиль этих наставлений изменялись, в них можно выделить центральные идеи, заключающие в себя основные элементы веры буддистов, сохранившиеся до настоящего времени. Все, чему учил Будда, было основано на личном переживании. Он настаивал также, чтобы люди не принимали его слова вслепую из почитания, а убеждались в истинности его учения на своем опыте. «Испытайте на практике то, чему я вас учу, и сами увидите, действенно ли это для вас», — говорил он своим последователям.

На базовом уровне Будда говорил о трех взаимосвязанных принципах, имеющих отношение к человеческой жизни: о страдании, недолговечности и отсутствии «я». Мысль о том, что человеческая жизнь переполнена страданиями и разочарованиями, может быть трудной для принятия ее западными людьми. Тем не менее одни только телевизионные новости дают достаточно свидетельств того, что во всем мире жизнь огромной массы человечества неотделима от невзгод, а счастливых и привилегированных людей совсем немного. Но даже те из нас, кто считают себя свободными от чрезмерных бед, часто сталкиваются с фундаментальным страданием, характеризующим все человеческое существование. Внимательное размышление показывает, что несмотря на материальные удобства все мы испытываем эмоциональную боль, скуку, одиночество и чувство уязвимости.

Почему, удивлялся Будда, человеческое страдание так распространено и универсально? Ответ, как он понял, абсолютно прост: оно существует потому, что все в этом мире преходяще и недолговечно. Хотя интеллектуально мы знаем, что все постоянно меняется, большинство из нас ведет свою жизнь так, будто все существующее будет длиться вечно. Согласно Будде, страдания и разочарования, которые мы испытываем, возникают вследствие ошибочного ожидания постоянства. Когда мы счастливы, мы полагаем, что будем счастливыми всегда; а когда теряем то, к чему привязались, то испытываем острую боль утраты. Истина же в том, что независимо от того, насколько плохи или хороши происходящие события, все меняется: от гигантских гор до наших повседневных мыслей и эмоций. Принятие этой истины в огромной степени облегчает наши невзгоды.

Третья характеристика человеческого существования, о которой учил Будда, состоит в том, что нет такой вещи, как неизменного, независимого эго, или «я». Посредством применения техник медитации, специально предназначенных для этой цели, мы можем убедиться, что нет такой части тела или ума, которую можно определить как эго, или «я». Когда мы сталкиваемся с ощущением того, что вещи не таковы, какими кажутся, «я», по-видимому, появляется, чтобы восполнить недостаток контроля за ходом нашей жизни. Когда мы пытаемся удержать дорогие для нас вещи или испытываем страдание, теряя их, мы укрываемся под защиту «я» в тщетной попытке избавиться от дискомфорта. Стремление зацепиться за это ложное чувство личности лишь приводит к еще большей привязанности и увеличивает количество страданий и разочарований.

Проанализировав этот психологический механизм, Будда пришел к выводу, что люди не в состоянии понять динамику своей жизни и поэтому принимают стратегии, приводящие к неудаче. Невезение, говорил он, заключает людей в порочный круг отчаянных мер и нежелательных результатов. В своей попытке защититься от новых и потенциально разочаровывающих видов опыта эго — ум обычно использует одну из трех стратегий. Когда мы сталкиваемся с чем-то таким, что кажется угрожающим или неудобным, мы реагируем на этот объект с отвращением, пытаемся закрыться от него или уничтожить его. Если же мы считаем, что нечто может усилить наше наслаждение или увеличить нашу силу, мы пытаемся взять этот объект под контроль, подчинить его своим склонностям и желаниям. Если в этих двух стратегиях мы терпим неудачу, то игнорируем происходящее в надежде на то, что все само как-нибудь разрешится. В результате применения этих трех стратегий возникает множество негативных и разрушительных эмоций, например, ревность, вожделение, жадность и злость.

Слово «будда», начинающееся со строчной буквы, означает не личность Будды Гаутамы, а просветленное («пробудившееся») существо вообще. — Примеч. ред.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector