Костяной фарфор – что это такое: свойства посуды
Секреты костяного фарфора: как это делается
Содержание статьи
- Секреты костяного фарфора: как это делается
- Императорский фарфор — белое золото России
- Тайна делфтского фарфора
Фарфор «на костях»: порождение дефицита
Слово «костяной» в названии тончайшего фарфора – не метафора, а буквальное указание на состав сырья. Обычная фарфоровая масса состоит из каолина – белой глины и других глинистых материалов, дающих при обжиге белый цвет, а также кварца и полевого шпата. В Англии в середине XVIII века начали добавлять к составу еще и костную золу – содержащийся в ней фосфат кальция и придавал посуде такую невероятную белизну.
На Императорском фарфоровом заводе (в советское время он назывался Ломоносовским) костяной фарфор начали выпускать в шестидесятые годы XX века. Парадоксально, но факт: причиной, по которой завод освоил эту технологию, стало не амбициозное желание выпускать элитную «королевскую» посуду, а… дефицит сырья.
Начиная с 1965 года завод испытывал серьезные сложности с поступлением каолина – белая глина очень широко применялась в бумажной, парфюмерной и военной промышленности. Зато в стране было много отходов кости. Поэтому директор завода Александр Сергеевич Соколов поставил перед производственной лабораторией ЛФЗ задачу: разработать состав массы для костяного фарфора.
Состав сырья подбирали методом проб и ошибок (зарубежные коллеги не спешили делиться коммерческой тайной). В результате оказалось, к пример, что птичьи косточки придавали фарфору ненужный сиреневый оттенок.
В результате остановились на берцовой кости крупного рогатого скота. Тем более, что с сырьем недостатка не было. Пуговичное производство штамповало из обезжиренных костей пуговицы для наволочек и для военного обмундирования – а отходы шли на фарфоровый завод, где пережигались.
Масса для изготовления костяного фарфора лишь на 55 % состояла из традиционных каолина, глины, полевого шпата и кварца – остальное приходилось на долю костной золы.
В 1968 году на заводе был запущен цех по производству костяного фарфора. В отличие от английского фарфора, который был достаточно толстым, на ЛФЗ решили выпускать тонкостенный фарфор. И поначалу даже «перестарались»: первые чашечки оказались такими тонкими и нереально легкими, что покупатели стали жаловаться на ощущение «пластмассовости». Поэтому толщину черепка решили увеличить на 0.3 мм.
Рождение «тонких штучек»
Чашки из костяного фарфора, как и многие другие фарфоровые изделия, производят методом литья. Для этого формы, отлитые из гипса, до краев наполняется жидкой фарфоровой смесью, напоминающей сметану – шликером. Гипс начинает «отбирать» у шликера влагу – и в результате на внутренних стенках формы постепенно нарастает фарфоровая «корочка». Когда она набирает нужную толщину – лишний шликер удаляют из формы. Потом подсохший «черепок» (так называют необожженный фарфор) начинает отставать от стенок формы – и его извлекают.
При производстве фарфоровых статуэток детали «набирают толщину» довольно долго – несколько часов. С тонкостенными чашечками все происходит гораздо быстрее – на Императорском фарфоровом заводе костяная фарфоровая смесь заливается в формы всего на две минуты.
Оливка происходит автоматически – формы двигаются по кругу, из дозатора автоматически выливается нужное количество шликера, а потом вакуумный отсос «забирает» лишнее.
Ручки для чашек, чайников, сахарниц отливаются отдельно и потом «приклеиваются» вручную. В качестве клея выступает все та же фарфоровая смесь, только более густая.
Плоские изделия (блюдца, тарелки) делаются методом штамповки. Фарфоровый полуфабрикат для таких изделий делают очень плотным, он напоминает пластичное тесто, скатанное в «колбаски». Отрезанный кусочек «колбаски» кладется на гипсовую форму, сверху на него опускается вращающийся формующий ролик (для каждой модели ролик свой). Излишки срезаются автоматически, а вот зашлифовать края и сделать поверхность абсолютно ровной – задача так называемых «оправщиц», работающих только вручную.
Губка, кисточка, матовое стекло, шлифовальная шкурка – инструментарий у оправщиц простой, но эффективный и проверенный временем. К ним фарфоровые заголовки попадают после сушки.
Как закаляется черепок
Костяной фарфор обжигают дважды. Причем температура для первого обжига очень высока – 1250 – 1280 градусов, что гораздо выше, чем у обычного фарфора. При такой температуре фарфоровая смесь полностью «спекается» и приобретает необходимую прочность. В печи посуда проводит 12 часов. И, кстати, уменьшается в размерах примерно на 13%.
Но пока не блеск. Блеск появится после того, как фарфор будет покрыт глазурью. Она состоит из тех же самых материалов, что и фарфор, только в другом процентном соотношении, кроме того, в нее добавляют мрамор и доломит. Во время обжига глазурь расплавляется, образуя блестящую глянцевую поверхность.
Глазурь на костяной фарфор наносится с помощью пульверизатора – сначала с одной, а потом и с другой стороны. А чтобы можно было контролировать плотность и толщину слоя, глазурь подкрашивается фуксином. Поэтому, отправляясь в печь для окончательного обжига, чашки и блюдца имеют яркий сиреневый цвет. При высоких температурах пигмент выгорает и фарфор белеет.
Второй обжиг тоже продолжается 12 часов, только температура на этот раз чуть ниже – 1050-1150°С.
Кстати, именно температура обжига костяного фарфора стала причиной того, что Ломоносовскому фарфоровому заводу удалось сохранить монополию на производство российского костяного фарфора.
Среди советских заводов не было принято держать технологию в секрете, поэтому в начале 70-х годов технология и конструкции оборудования были «подарены» Болгарской республике, где тогда запускалось новое фарфоровое производство. А в 1982 году технология была передана керамическому комбинату в Каунасе, в Литве. А вот российские заводы не рискнули взяться за производство костяного фарфора. Загвоздка оказалась в том, что такой фарфор очень чувствителен к температуре обжига – и отклонение от заданных температурных параметров буквально на 10 градусов превращает посуду в брак. При этом, когда речь идет о температурах за тысячу градусов, даже погрешность измерительных приборов может превышать эти самые 10 градусов. Так и остался ЛФЗ единственным производителем «королевского фарфора» на всей территорию страны.
Как проявляется узор
Чисто белый, нерасписанный фарфор, которого не касалась рука художника, специалисты называют «бельем». Но до того, как попасть на прилавки фирменных магазинов, посуда должна быть украшена узором.
Роспись по фарфору бывает подглазурной, надглазурной и комбинированной, объединяющей обе эти техники. В таких случаях рисунок наносится в два этапа. Примером комбинированной росписи может служить знаменитый узор «Кобальтовая сетка», ставший своего рода «визиткой» завода.
Кобальтовый рисунок – синие линии – наносится на фарфор еще до покрытия изделия глазурью – при высокотемпературном обжиге декор «вплавляется» в прозрачную глазурь намертво. Кобальт, до обжига имеющий унылый блекло-черный цвет, при нагревании волшебным образом меняется, и в зависимости от концентрации узор становится нежно-голубым или густо-синим. Кстати, все краски, используемые в подглазурной росписи ведут себя таким же образом – их цвет «проявляется» во время температурного воздействия, а при нанесении рисунка они выглядят блекло – оттенки черного, серого, коричневого. И художникам, работающим с несколькими красками сразу, приходится нелегко: им постоянно приходится «держать в уме» будущую картинку.
Рисунок часто наносится вручную, но эту работу порой можно облегчить. На Императорском фарфоровом заводе, например, разработали специальные формы для посуды, которая будет украшаться «кобальтовой сеткой»: на боках черепка «прочерчены» тонкие, еле заметные желобки – своего рода контур, который надо вручную «обвести» кобальтовыми линиями.
Кобальтовый узор может попадалть на изделие и при помощи деколи – тонкой пленки, напоминающей переводную картинку, на которой напечатан кобальтовый узор.
Форма деколи точно соответствует форме посуды – для каждой модели она своя. При нагреве пленка выгорает, а узор – впечатывается в поверхность изделия.
Нанесение подглазурного рисунка происходит после того, как изделия прошли первый обжиг – и до глазурирования. После второго обжига такая посуда порой выглядит очень странно – на нее уже нанесена первая часть росписи, а вторая еще ждет своего часа. Но уже можно представить себе, ак это будет выглядеть.
Роспись золотом – это уже надглазурная роспись. Потом посуда пройдет еще один обжиг, но уже при более низких температурах – только для того, чтобы закрепить узор. Именно это позволяет использовать при росписи драгоценные металлы, а также многие краски, которые не выносят «четырехзначных» температур. Золотые звездочки на фирменный узор могут наносятся вручную, кисточкой – или же при помощи миниатюрного штампика.
Плюсы и минусы костяного фарфора
Если вы предпочитаете изысканную посуду и изящные аксессуары, то приобретите несколько изделий из костяного фарфора. Но сначала выясните все особенности этого материала.
Что представляет собой материал?
Что такое костяной фарфор? Он получил своё название неспроста: материал отличается повышенной прочностью и содержит особым образом обработанную кость. Появилась эта разновидность фарфора приблизительно в конце XVIII столетия и стала следствием попыток воспроизвести известный во всём мире китайский фарфор. Добиться сходства не удалось, но зато добавление в материал костяного пепла позволило получить новую формулу, которая постепенно дополнялась и была доведена до базового варианта, используемого до сих пор.
В состав удивительного костяного фарфора входит несколько элементов. Примерно четверть (25%) – это особая белая глина каолин. В материале присутствует примерно такое же количество шпата с кварцевыми добавками. Всё остальное, а именно половина – это кости животных, предварительно пережжённые и практически доведённые до состояния пепла.
Используемые при производстве кости термически обрабатываются и нагреваются до высоких температур – примерно 1000 градусов Цельсия. При таком нагреве все органические вещества из структуры выжигаются, а само сырьё приобретает необходимую консистенцию. Готовая жидкая масса распределяется по гипсовым формам, после застывания отделяется, обжигается, дополняется декором и при необходимости покрывается слоем глазури.
К сведению! Современные технологии позволили заменять фосфат кальция биологического происхождения минеральным. Но на характеристики и качество изделий это никоим образом не влияет.
Отличия от обычного фарфора
Чем отличается костяной фарфор от обычного? Основное отличие – это состав, в который вводятся обработанные особым образом кости. Именно они позволяют добиваться максимальной прочности и делать стенки изделий более тонкими. Продукция обретает мягкие формы, становится более изящной. Если взглянуть через материал на свет, то он будет слегка просвечивать, и это придаёт дополнительную изысканность. Благодаря таким свойствам костяной фарфор обрёл невероятную популярность.
Преимущества и недостатки
Рассмотрим основные характеристики костяного фарфора, которые смело можно считать достоинствами:
- Повышенная прочность. Хотя изделия тонкие, они довольно устойчивы к механическим воздействиям.
- Стенки приборов просвечиваются, что придаёт посуде особый шарм, воздушность, утончённость и изящество. За это костяной фарфор ценится, в том числе представителями высшего общества и аристократических кругов. Сервиз из этого материала – признак безупречного вкуса и статуса.
- Особый цвет – благородный молочный. Никакой серости вы не увидите.
- Идеально гладкая, приятная наощупь поверхность.
- Универсальность. Из костяного фарфора изготавливаются самые разнообразные предметы: декоративные статуэтки и вазы, столовые и чайные сервизы.
- Требуется особый уход, который продлит срок службы изделий и сохранит их первоначальные качества и внешний вид.
- Даже хранить костяной фарфор нужно особым образом, в противном случае его характеристики изменятся.
- Довольно высокая стоимость, особенно по сравнению с обычным фарфором и прочими материалами.
- Хотя предметы прочны, они не выдерживают резких перепадов температур.
Известные марки
Самые известные производители изделий из костяного фарфора:
- Императорский фарфоровый завод (ИФЗ) – первое предприятие, специализировавшееся на костяном фарфоре и открытое в середине восемнадцатого столетия. И сейчас это единственный российский производитель, выпускающий качественную продукцию, выдержанную в лучших традициях.
- «Wedgwood» – английская компания, изготавливающая классические вариации посуды и авангардные серии, включающие настоящие шедевры искусства нестандартных форм.
- «Spode» – британский бренд с многолетним опытом, под которым выпускаются различные изделия.
- «Royal Doulton» – крупнейший поставщик костяного фарфора из Англии, известный во всём мире.
- «Narumi» – японский производитель, специализирующийся на выпуске изделий, выдержанных в восточном стиле. Но есть в ассортименте и современные линии. Многие изделия делаются вручную.
Правильное хранение
Как хранить изделия из костяного фарфора? Не следует ставить приборы друг в друга. Если места немного, то между предметами кладите бумажные или тканевые салфетки. Не следует размещать костяной фарфор вблизи отопительных или обогревательных приборов, а также источников открытого огня (газовой плиты), в противном случае они могут претерпеть деформацию. Если вы ставите приборы рядом, они не должны соприкасаться: оставляйте между ними расстояния во избежание сколов.
Особенности ухода
Основные правила ухода:
- Нельзя мыть приборы в горячей воде, она должна быть тёплой или иметь комнатную температуру.
- Помните, что изделия не терпят перепадов температур, так что не нагревайте их и не отправляйте в холодильник. А перед наливанием горячих напитков предварительно медленно прогрейте стенки, поливая их горячей водой.
- Нельзя тереть поверхность жёсткими губками и мочалками.
- Не допускается применение для мытья агрессивных моющих средств.
- Протирайте костяной фарфор мягкой сухой тряпкой для удаления влаги. Пыль же можно удалять впитывающим чуть влажным материалом.
- Не следует двигать чашки и тарелки по столу: на дне могут появляться сколы и царапины.
Как сделать правильный выбор?
При выборе изделий из изысканного костяного фарфора следует обращать внимание на:
- Цвет. Идеальный – благородный молочный. Желтизны, серости или тёмных вкраплений на поверхности быть не должно.
- Прозрачность. Взяв прибор в руки и взглянув через него на свет, вы должны увидеть очертания своих пальцев.
- Производитель. На него укажет официальная маркировка одного из брендов, которая обычно ставится на обратной стороне. Если опознавательных знаков нет, или компания малоизвестная, то от покупки стоит отказаться: изделия вряд ли качественные и будут служить долго.
- Рисунок. Обычно узоры создаются вручную, так что должны быть заметны мазки кистью, разная степень насыщенности цвета.
- Гладкость. На поверхности не может быть бугорков, пузырьков, углублений, трещин, царапин, швов и сколов.
- Цена. Если она подозрительно низкая, скорее всего, перед вами подделка. Средняя стоимость сервиза – 3-4 тысячи рублей.
Костяной фарфор – особый материал, который очарует с первого взгляда и покорит истинных ценителей.
Что такое фарфор. Основные виды фарфора.
Фарфор представляет собой разновидность керамики. Фарфоровые изделия – это изделия, получаемые спеканием высокосортной белой глины (каолина) с добавлением кварца, полевого шпата и других примесей. В результате обжига полученный материал становится водонепроницаемым, белым, звонким, просвечивающим в тонком слое, без пор. Гончарное дело – это искусство, которое практиковалось с древних времен различными культурами по всему миру.
Считается, что фарфор был изобретен в Китае в VI-VIII веках нашей эры, за тысячу лет до того, как он стал производиться в Европе. В связи с этим слово «China» (Китай (англ.)) стало синонимом фарфора (китайского фарфора). Долгое время китайские мастера сохраняли в тайне технологию его производства. Однако уже через 500 лет соседи Китая, корейцы, научились производить так называемый «твердый» фарфор, то есть изделия из белой глины, подвергающиеся высокотемпературному обжигу. В Среднюю Азию фарфор попал через Великий шелковый путь в IX веке. Ближе к XVI веку секретом изготовления фарфоровой посуды овладела Япония, а затем и европейские производители. Лишь в конце XVII века производство фарфора началось в США.
От других видов керамики фарфор отличается составом и процессом изготовления. Два самых простых типа керамики, фаянс и каменную керамику, делают с использованием только природной глины, которая повергается обжигу. В большинстве случаев такие изделия покрывают стекловидным веществом, называемым глазурью. В отличие от фаянса и каменной керамики, фарфор делается из смеси двух компонентов – каолина и китайского камня (разновидности полевого шпата). Каолин – чистая белая глина, которая формируется при разрушении минерального полевого шпата. Китайский камень измельчают в порошок и смешивают с каолином. Эту смесь обжигают при температуре от 1250°C до 1450°C). При таких высоких температурах китайский камень спекается, то есть сплавляется и образует непористое, натуральное стекло. Каолин, который очень устойчив к нагреванию, не плавится и позволяет изделию сохранять свою форму. Процесс завершается, когда китайский камень сплавляется с каолином.
Виды фарфора
Существует несколько видов фарфора, которые отличаются друг от друга технологией производства, качественными характеристиками и свойствами.
Основными видами являются:
• мягкий фарфор;
• твердый (высокотемпературный) фарфор;
• костяной фарфор.
Твердый фарфор (высокотемпературный фарфор)
Твердый (настоящий или натуральный) фарфор всегда был эталоном и образцом совершенства для создателей фарфора. Это фарфор, который китайцы первыми стали производить из каолина и китайского камня. Пропорции каолина и китайского камня в составе твердого фарфора могут быть различными. Считается, что чем больше в фарфоре каолина, тем он крепче. Твердый фарфор обычно достаточно тяжелый, непрозрачный, имеет белый цвет с оттенком серого, поверхность в увеличенном виде напоминает скорлупу яйца из-за мелких ямок.
Технология производства твердого фарфора достаточно сложна, так как для производства этого вида фарфора требуется очень высокая температура обжига (1400-1600 °C), при этом изделие проходит обжиг неоднократно. Твердый фарфор отличается крепостью, но довольно легко бьется. Имеет голубой или серый оттенок, если его не подвергать специальной обработке. Однако материалы, используемые для изготовления данного вида фарфора, не являются дорогими, и качество твердого фарфора уступает качеству костяного фарфора. Соответственно, твердый фарфор имеет более низкую цену, чем костяной фарфор.
Костяной фарфор
Костяной фарфор представляет собой особую разновидность твердого фарфора с добавлением пережженной кости. Костяной фарфор очень прочный, при этом он отличается особой белизной и прозрачностью. Прочность достигается плавлением основных ингредиентов в процессе обжига.
Костяной фарфор был впервые создан в Англии в ходе попыток воссоздать формулу изготовления знаменитого в Европе китайского фарфора. В конце XVIII века стали добавлять в фарфоровую массу костный пепел. В процессе развития этой технологии была разработана базовая формула для изготовления костяного фарфора: 25% каолина (особой белой глины), 25% полевого шпата с примесью кварца и 50% пережженных костей животных. Первый обжиг делается при температуре 1200-1300 °C, второй обжиг осуществляется при температуре 1050-1100 °C. Для применения в составе фарфоровой массы кости обрабатываются специальным образом для удаления из них клея и разогреваются до температуры примерно в 1000 °C, при этом все органические вещества сгорают, и структура кости меняется до состояния, подходящего для производства костяного фарфора.
Благодаря своему молочно-белому цвету, прозрачности и прочности костяной фарфор завоевал отличную репутацию и лидирующее место по продажам на мировом рынке. Отличительными чертами костяной фарфоровой посуды являются легкость, тонкостенность и прозрачность (на свет сквозь стенки просматриваются пальчики). Нет эффекта яичной скорлупы – достигается это тем, что именно костяным пеплом заполняются все пустоты между частичками белой глины.
Мягкий фарфор
Мягкий (иногда называемый искусственным) фарфор был создан европейскими мастерами, которые пытались воспроизвести китайский твердый фарфор. Они пытались создать твердый, белый и прозрачный материал из самых разных ингредиентов и получили мягкий фарфор в результате смешивания глины тонкого помола со стекловидным веществом. Мягкий фарфор обжигают при более низких температурах, чем твердый фарфор, поэтому он не спекается полностью, то есть остается немного пористым. Считается, что первый европейский мягкий фарфор был произведен во Флоренции, в Италии, примерно в 1575 году. В XVIII веке ведущим производителем мягкого фарфора стала Франция. Первые мануфактуры по производству мягкого фарфора были открыты в Руане, Сен-Клу, Лилле и Шантильи.
Мягкий фарфор имеет свои преимущества по сравнению с твердым фарфором. Большая часть изделий из него имеет кремовый цвет, который некоторые люди предпочитают молочно-белому цвету твердого фарфора. Кроме того, краски, которые обычно используют для росписи мягкого фарфора, сливаются с глазурью и придают изделиям легкость и изящество.