Оборачиваемость дебиторской задолженности
Сущность оборачиваемости дебиторской задолженности
Оборачиваемость дебиторской задолженности является одним из основных количественных показателей эффективности организации. Он показывает, сколько раз компания взимает денежные средства со своих клиентов. Поэтому необходимо тщательно анализировать значение всех показателей для эффективного управления дебиторской задолженностью.
Сущность дебиторки
ДЗ — это деньги, которые должны компании различные финансовые организации, потребители и поставщики. Это означает, что компания уже совершила сделку, но еще не получила денежные средства за проведённую операцию.
Большинство организаций работают, предоставляя часть своих товаров или услуг в кредит. Такая практика позволяет клиентам избегать хлопот физически производить платежи по мере совершения каждой транзакции. В других случаях предприятия предлагают своим потребителям возможность оплаты после получения услуги. Например, энергетические компании обычно отправляют счета за пользование услугой после получения электричества. Пока они ждут, что ее клиенты оплатят свои счета, неоплаченные счета-фактуры считаются дебиторкой.
Коэффициент ее оборачиваемости
КоДЗ — это коэффициент эффективности или активности, который определяет, сколько раз бизнес может превратить свою дебиторку в денежные средства в течение определенного количества времени. Он определяет, насколько эффективно компания использует свои активы. Другими словами, он измеряет, сколько раз бизнес может собирать среднюю сумму дебиторки в течение года.
Коэф. относится к каждому случаю, когда компания собирает свою среднюю дебиторку. Если в течение года у компании была средняя сумма ДЗ в размере 100 000 рублей и она взимала 200 000 рублей ДЗ, то это означает, что компания дважды увеличила свою ДЗ, поскольку она дважды собирала сумму средней ДЗ.
Это соотношение показывает, насколько эффективна компания для сбора своих кредитных продаж от клиентов. Некоторые компании собирают долги с клиентов в течение 90 дней, а другие — до 6 месяцев.
В некотором смысле КоДЗ также можно рассматривать как коэффициент ликвидности. Компании более ликвидны, если они могут быстрее превращать свою дебиторку в денежную форму.
Формула КДЗ
Коэффициент дебиторской задолженности может быть рассчитан путем деления чистой стоимости кредитных продаж в течение определенного периода на среднюю сумму ДЗ за тот же период.
Необходимые показатели для расчета:
Доход от продаж — это сумма, которую компания зарабатывает в продажах или услугах от своих основных операций. Доход от продаж можно найти в отчете о прибылях и убытках компании по доходам от продаж или операционным доходам.
- Средняя сумма ДЗ может быть рассчитана путем добавления его значения в начале желаемого периода к их стоимости в конце периода и деления суммы на две.
Важно отметить, что коэффициент является средним, то есть он может скрыть важные детали. Например, некоторые просроченные ДЗ могут быть «скрыты» или компенсированы дебиторкой, которая выплачивается быстрее среднего.
Для расчета КДЗ могут понадобиться различные данные:
-
Метод расчета коэффициента оборачиваемости дебиторки может быть представлен следующей формулой:
Коэф. оборачиваемости ДЗ = прибыль / средняя сумма ДЗ
Он чаще всего рассчитывается на ежегодной основе, хотя он также может быть рассчитан ежеквартально или ежемесячно.
Коэф. ДЗ = строка 2110/ (строка 1230 на начало года + строка 1230 на конец года) * 0,5.
Формула расчета оборачиваемости дебиторской задолженности в днях представлена ниже:
Период оборачиваемости = 365 (или 360) дней / Коэф. ДЗ.
Формула периода оборота дебиторской задолженности:
ПоДЗ = ДЗ / выручка от продаж / 365
Также ее называют формулой рентабельности дебиторской задолженности.
Наглядный пример вычисления
В течение 2018 года выручка компании «Нано» составила 880 000 рублей, дебиторка — 540 000 рублей в январе и 780 000 рублей в декабре 2018 года.
Средняя сумма ДЗ = (540 000+780 000) / 2 = 660 000 рублей.
Коэф. оборачиваемости ДЗ = 880 000 / 660 000 = 1,3.
Это означает, что компания «Нано» взимает свою дебиторку в среднем 1,3 раза в год. Это число также служит показателем количества ДЗ, которое компания получает в течение года.
Также можно определить среднюю продолжительность ДЗ в текущем году путем деления 365 на коэффициент оборачиваемости дебиторки за этот год. В этом примере средний оборот составляет 365 / 1,3 = 208 дней. Обычно, клиент за 208 дней оплачивает свои счета.
Использование показателя
Коэф. оборачиваемости ДЗ используется для расчета того, насколько хорошо компания управляет своей ДЗ. Чем меньше число неполученных денежных средств от совершенных транзакций, тем выше будет это соотношение. Напротив, если у компании есть больше доходов, ожидающих получения, тем ниже будет соотношение.
Хотя формула довольно проста, применение коэффициента в конкретной ситуации для определения эффективности может усложниться. Компаниям необходимо собирать доходы для покрытия расходов или реинвестирования.
Анализ коэффициента
Нормативное значение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности точно не установлено, так как все зависит от отрасли и специфики производства. Однако многие специалисты ссылаются на значение 1.
Поскольку соотношение отражает способность бизнеса эффективно собирать дебиторку, то имеет смысл только более высокое значение коэффициента. Более высокие показатели означают, что компании собирают свою задолженность чаще всего в течение года. Например, соотношение 2 означает, что она дважды собирала его в течение года. Другими словами, она взимает деньги с клиентов каждые шесть месяцев.
Высокое значение благоприятно для компании с точки зрения денежного потока. Если она может быстрее собирать наличные деньги у клиентов, это означает, что она сможет использовать эти деньги для оплаты счетов и других обязательств раньше намеченного срока.
Коэффициент оборачиваемости также является показателем качества как продаж, так и дебиторки. Предприятия с более высоким коэффициентом показывают, что деньги от продажи товаров в кредит будут собраны с клиентов быстрее, чем у компании с более низким значением этого показателя.
Оборачиваемость дебиторской задолженности: формула, коэффициент, расчет
Для анализа продуктивности работы с клиентами используют расчёт оборачиваемости дебиторской задолженности (Receivables Turnover, RT). Для наглядности используют коэффициент, который показывает количество операций получения прибыли организацией за год по кредитной системе реализации услуг и товаров. Проведение анализа позволяет корректировать политику продаж, получить реальную картину эффективности работы с клиентами.
Что такое оборачиваемость дебиторской задолженности?
RT демонстрирует соотношение задолженности предприятия к скорости получения прибыли от реализации товаров и услуг от покупателей или клиентов. Метод направлен выявить эффективность работы организации на рынке от продаж по кредитной линии для покупателей.
Для расчета используют формулу, которая показывает реальное состояние политики продаж компании: количество заходов средств на расчетный счет от реализации продуктов фирмы за год.
Понятие дебиторской задолженности
Оборачиваемость дебиторской задолженности отображает реальную политику компании в отношении кредитования и работы отдела продаж. Выделяют три типа:
- Консервативный или жесткий, направлен на сведение к минимуму любых кредитных рисков. Организация не стремится получить дополнительную выручку за счет расширения объемов сбыта услуг и товаров. При таком типе поведения коэффициент всегда высокий.
- Умеренный – отображает стремление компании к среднему кредитному риску, которое типично для предприятий со стабильной динамикой развития. К этому типу относится большинство фирм. Коэффициент при такой политике стабильно, но плавно увеличивается.
- Агрессивный – расширение объема продаж за счет реализации товаров и услуг в кредит. Компания игнорирует высокие кредитные риски. Коэффициент редко стабилен, может изменяться в положительную или негативную сторону.
RT – это показатель скорости получения предприятием оплаты услуг и товаров от покупателей. В перечень входят как проданные продукты, так и оказанные услуги.
Правила расчёта и формула
Оборачиваемость дебиторской задолженности, формула выведения коэффициента:
RT = ОБЪЕМ ПРОДАЖ/СРЕДНЯЯ ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ
ОБЪЕМ ПРОДАЖ – это показатель годового оборота продаж компании.
СРЕДНЯЯ ДЕБИТОРСКАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ – это сумма средств продаж начала и конца года, разделенная напополам. Для точности подставляют усредненное значение динамики в течение всего года.
По этой формуле определяют скорость оборота средств, насколько эффективно отлажен сбыт и взаимодействие с покупателями, хорошо поставлена система реализации, последующего получения непосредственной прибыли на счета компании.
Существует и альтернативный способ подсчета без вывода коэффициента:
ОБОРАЧИВАЕМОСТЬ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ = 365/КОЭФФИЦИЕНТ RT
Эта формула позволяет проанализировать скорость изменения динамики за год, отображает количество дней, которые компания тратит на возврат долгов от покупателей. Также используется для определения периода, в течение которого задолженность не оплачивается клиентами. Результат используют для построения новой политики продаж организации.
Обратите внимание: для вычислений показателей не за год, а другое количество времени, необходимо корректировать цифровые значения. Изменяйте данные исходников и количество дней в формуле.
Существует две формулы подсчета: выведение коэффициента и определение периода без приема платежей от клиентов. Оба варианта используют для определения эффективности работы компании и скорости получения выручки.
Пример расчёта
Компания «Альфа» предоставила данные оборотных активов за период 2015-2016, сумма выручки за период составляет 165 393 467 рублей, из которых 29 564 891 – за первый квартал, а 67 894 329 – за последний квартал года.
Средняя дебиторская задолженность = (29 564 891 + 67 894 329)/2 = 48 729 610
Формула вычисления эффективности на основе коэффициента:
RT = 165 393 467 / 48 729 610 = 3,394106
Формула вычисления количества дней, необходимых на сбор средств:
Обратите внимание: при вычислении нельзя округлять коэффициент в большую сторону (десятичные цифры после запятой).
Что показывает коэффициент?
При помощи коэффициента определяют эффективность системы сбыта продукции. Динамика показателя показывает снижение неплатежеспособных клиентов или же, наоборот – увеличение числа благонадежных покупателей.
Отношения с клиентами
- Взаимоотношения с клиентами
- Налаженность системы сбыта
- Налаженность системы сбора средств
- Возможные огрехи в политике продаж компании
- Преждевременный охват новых отраслей рынка и расширение
- Нормальное значение коэффициента
Четких нормативов для всех типов организаций и предприятий не существует. Компании в разных отраслях с иными особенностями технологии производства и сбыта имеют разные показатели, которые показывают стабильную динамику развития.
Обратите внимание, чем выше показатель, тем скорее фирма получает долги от клиентов, соответственно, это указывает на эффективную организацию системы сбыта.
Рост коэффициента
Стабильное повышение коэффициента указывает на изменения в политике кредитования и взаимоотношения с клиентами. Чем он выше, тем меньшее количество дней требуется покупателям на оплату покупки, соответственно, увеличивается оборот и скорость получения доходов.